Гала – концерт открытия фестиваля
«Диалоги сквозь время и пространство» — так можно было бы охарактеризовать программу концерта, открывающего XII Сочинский международный фестиваль. Светлая безмятежность венского классицизма, ярко драматическая экспрессия романтизма – и пестрая картина музыки сегодняшних дней. Услышим ли мы в сочинениях современных композиторов, представляющих Беларусь (Валерий Воронов), Бельгию (Патрик де Клерк) и Китай (Йин Ван), большее тяготение к «неоклассицизму» или к романтической исповедальности? Время покажет…
Концерт откроет полная мятежной страстности увертюра к опере «Необитаемый остров» Йозефа Гайдна – картина разбушевавшейся морской стихии. Можно позавидовать богатому воображению композитора – настоящее море ему предстояло увидеть 20 лет спустя, во время путешествия в Англию; а пока он почти не покидал спокойного уединения в крохотном городишке Эйзенштадте, где вдали от столичного шума и природных бурь из-под его пера рождалась музыка «бури и натиска».
В исполнении известного пианиста и педагога из Южной Кореи, профессора Корейского национального университета искусств Даеджин Кима прозвучит двадцать третий фортепианый концерт Моцарта – один из самых загадочных концертных опусов гениального австрийца.
В одном из концертов Моцарта композитор представил публике своего 9-летнего ученика – Йоганна Непомука Гуммеля. Его первое выступление прошло со значительным успехом. Позже Гуммель будет брать уроки композиции и у Гайдна, а затем займет его места на посту капельмейстера князя Эстергази. В Эйзенштатде он и напишет концерт для трубы – самое популярное свое произведение в наши дни.
Жизнь и творчество Карла Марии фон Вебера также пришлось на переломную эпоху. Во многих его инструментальных сочинениях царит почти гайдновская простота – и между тем, в лучших своих сочинениях он устремляется к неизведанным просторам романтизма. Вебер удивительно тонко чувствовал природу духовых инструментов. Концертино для валторны, сочиненное в период расцвета творчества Вебера, предназначено для «натурального», ограниченного в своем диапазоне инструмента; и тем не менее, музыка подчеркивает красоту и характерность валторнового тембра.
«После Паганини не являлся виртуоз подобной силы», – так писали современники о Генрихе Венявском. Этот выдающийся скрипач-вируоз и композитор принадлежит уже к другой, романтической эпохе; второй из двух полонезов, в котором слышны отзвуки шопеновской музыки, был написан им в России в 1870 г.
Бельгийский композитор, педагог и продюсер Патрик де Клерк — постоянный гость на фестивалях Юрия Башмета. Не первый раз под его управлением будет звучать и музыка Валерия Воронова (пьеса для флейты, саксофона, трубы, тромбона и баяна с оркестром). А вот для молодого китайского композитора Йин Ван сочинская премьера станет российским дебютом. Все три композитора примут участие в жюри композиторского конкусра им. А. Шнитке и С. Рихтера, который пройдет в рамках Зимнего фестиваля.
В концерте участвуют солист камерного оркестра им. Г. Малера, профессор Каталонской Высшей школы музыки в Барселоне валторнист Хосе Висенте Кастелло; серебряный лауреат VI Международного конкурса им. П.И. Чайковского, профессор Высшей школы музыки в Кельне Михаэла Мартин (скрипка) и выдающийся американский классический и джазовый скрипач Френк Кампос.
Камерным ансамблем «Солисты Москвы» дирижирует маэстро Юрий Башмет.